Работа с одаренными и талантливыми детьми

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»,  Рамошина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Опыт работы с одаренными детьми в начальных классах, Орлова Оксана Викторовна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

О работе над проектом по поддержке одаренных и талантливых детей «Время открытий»

Лукашенко Ирина Викторовна, заместитель директора, учитель биологии,

Лубянова Татьяна Викторовна, учитель английского языка,

Петросян Ольга Михайловна, учитель начальных классов,

Рамошина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Резинкина Вера Леонидовна, заместитель директора, учитель математики,

Рожковская Лариса Петровна, директор, учитель физики,

Солошенко Ирина Викторовна, учитель истории

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

А.С.Пушкин

В современном обществе работа с талантливыми детьми является актуальной. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных молодых людей с высоким интеллектом и яркими творческими способностями. Расцвет государства зависит в том числе и от умения педагогов выявлять и правильно выстраивать индивидуальный маршрут одарённых детей

В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из направлений модернизации развития школы обозначено развитие системы поддержки талантливых детей. Особого внимания к этой группе обучающихся требует и новый ФГОС.

Лицеем № 74 уже накоплен значительный положительный опыт в работе с талантливыми и одарёнными детьми, который способствует конкурентоспособности нашего учреждения на рынке образовательных услуг.

Уже с первого года школьной жизни лицеисты получают возможность участвовать в различных конкурсах интеллектуальной и творческой направленности. Межмуниципальный фестиваль творческих проектов «Держава», городские этические чтения, городская конференция обучающихся 5 – 11-х классов, «Шаги в науку», Молодёжные чемпионаты, Турнир им. М.В. Ломоносова, Всероссийская олимпиада школьников — вот далеко не полный перечень конкурсных программ, в которых обучающиеся с интересом участвуют и побеждают. Внутри лицея уже 10 лет проходит конкурс «Кубок интеллектуалов», выявляющий самый активный класс, принимающий участие в различных конкурсах.

Отличительной особенностью нашего лицея, работающего на основе личностно-ориентированного образования, является составление индивидуальных образовательных маршрутов одаренных и талантливых обучающихся, начиная с начальной школы. Лицеисты выбирают курсы по различным предметам, посещают кружки по интересам не только на базе лицея, но в учреждениях дополнительного образования, высших учебных заведениях и других образовательных и общественных учреждениях города. В настоящее время 220 обучающихся имеет индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося, а 149 — индивидуальный учебный план и индивидуальное расписание учебных курсов.

Любой обучающийся лицея, в том числе и одаренный, выстраивая образовательный маршрут в 10-11 классах, имеет возможность выбрать для изучения в качестве профильных и элективных курсов любой набор предметов, так как в лицее реализуется сетевой вариант профильного обучения. Ресурсы лицея объединяются с образовательными учреждениями СОШ № 11, СОШУИП № 47 и ОмГТУ. В результате для обучающихся обеспечивается более широкий спектр возможностей для самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ.

На сегодняшний день в лицее создана своя система работы по выявлению и поддержке талантливых и одарённых детей, основанная на собственных традициях.

В настоящее время мы работаем над реализацией проекта «Время открытий», основной целью которого является создание оптимальных условий для выявления и развития талантливых и одарённых детей как в рамках образовательного пространства лицея, так и средствами образовательных ресурсов социальных партнеров.

Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки талантливых и одаренных обучающихся.

Методологическую основу проекта составляют труды ученых, исследовавших проблему одаренности , в том числе Н. А. Менчинской, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. При выстраивании системы работы с талантливыми и одаренными детьми мы руководствовались следующими принципами и подходами педагогической деятельности:

— принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

— принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;

— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

— принцип создания условий для совместной работы учащихся;

— принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных программ;

— системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов;

— личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий в образовательном учреждении;

— деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость-это результат сочетания трех характеристик: 1) интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, 2) творческий подход и вовлеченность в задачу, 3) высокая мотивированность и настойчивость.

В нашем понимании одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Задачей образовательного учреждения является выявление и развитие способностей обучающегося, создание условий для реализации своих возможностей в различных конкурсных программах. Учитель, вовлекая обучающегося в деятельность, наблюдает за характером его действий, в которых и можно увидеть признаки одаренности. Признаки явной одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Внешнее проявление одаренности в различных интеллектуальных и личностных способностях многообразны. Они иногда выражаются в детстве, как более быстрое развитие (речь и мышление), как быстрота и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, чтением, счетом), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка.

Учителю важно заметить такую отличительную черту одаренного ребенка как оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения.

Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности. Высоким ступеням развития соответствуют высокая активность постановки исследовательских вопросов. Интеллектуально активные дети высказывают сомнения даже по поводу своих, безусловно, правильных ответов, оставляя тем самым место для последующего поиска, для дальнейшего исследования решаемой задачи.

Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство, часто встречающееся у одаренных детей, это упорство в области их интересов.

Н.С. Лейтес выделил три категории одаренных детей:

1. Дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст.

2. Дети с ранней умственной специализацией :у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь науке или технике.

3. Дети с отдельными незаурядными способностями.

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойны, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора, сами если не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенная моторика и восприятие, что отличает их от других детей.

Работа педагога с одаренными детьми — сложный и тяжелый труд, т.к. одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и учителю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

Одним из важнейших направлений педагогического коллектива является создание условий для формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

На уроках и во внеурочной деятельности мы используем следующие формы работы:

1) работа по индивидуальным программам развития в составе научного общества обучающихся «Эврика», занятие учебно-исследовательской деятельностью;

2) групповые занятия по параллелям классов, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей;

3) специальные курсы и внеурочная деятельность по интересам;

4) занятия проектной деятельностью

5) участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и олимпиадах, участие в сетевых конкурсах, ведение блогов, сайтов;

  1. индивидуальные консультации с педагогом-психологом, педагогом- тьютором, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов;

7) профориентационное тестирование, встречи с преподавателями ВУЗов и колледжей.

Все перечисленные формы работы осуществляются централизованно, в рамках Лицейской Академии Наук, с максимальным участием обучающихся в планировании, внедрении и анализе работы.

Решаемые задачи:

  • выявление детей с признаками одаренности;

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках и в системе внеурочной работы в лицее;

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей в системе внешкольной деятельности;

  • тьюторское сопровождение детей с признаками одаренности;

  • сотрудничество педагогического и родительского коллективов;

  • стимулирование и поощрение детей с признаками одаренности к дальнейшей познавательной и творческой деятельности.

Направления и содержание мероприятий в ходе реализации проекта

1.Организационно-управленческая деятельность:

1.1. Создание или обновление нормативно-правовой базы сопровождения проекта

Положение о Лицейской Академии наук

Положение о Пресс-центре

Положение об Университете для всех

Положение о Школе олимпийского резерва

Положение о лицейском клубе командных игр «Вместе к успеху»

Положения о конкурсах

Положение об информационно – ресурсном центре

Положение о мультимедиатеке Проекта

Договоры с вузами (ОмГТУ и др) о сотрудничестве в ходе реализации Проекта

1.2. Создание развивающей среды.

Разработка учебных планов внеурочной деятельности, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с высокими способностями

Организация дополнительного образования, в том числе на базе ОмГТУ.

Развитие материально-технической базы

Создание ресурсного центра.

Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов –участников проекта

Организация мониторинга развития талантливых и одарённых детей

Обновление состава Совета лицея с учётом задач Проекта.

2. Аналитико-методическая деятельность

Выявление дефицита дидактических материалов по организации деятельности обучающихся.

Разработка компетентностно -ориентированных заданий по предметам.

Разработка содержания программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта.

Создание банка диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка.

Создание методических рекомендаций для педагогов области по вопросам одарённости в рамках реализации проекта.

Разработка индивидуальных образовательных траекторий.

3.Взаимодействие с родительской общественностью

Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.).

Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся.

Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности образования талантливых и одаренных детей.

Осуществление взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнёров через систему внеурочной деятельности и доп. образования.

Освещение в интернет-пространстве процесса взаимодействия с родителями.

4. Создание условий для здоровьесбережения талантливых и одарённых детей

Анализ заболеваемости обучающихся и выявление причин.

Изучение факторов создания здоровьесберегающей среды с целью рациональной организации образовательной деятельности и снижения перегрузок обучающихся.

Использование различных форм организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Осуществление систематического контроля за выполнением требований СанПиН.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки талантливых и одарённых детей.

Организация пришкольного каникулярного образовательно-оздоровительного лагеря для талантливых и одарённых детей «Время открытий».

5. Создание развивающей среды

Расширение сети предпрофильного и профильного образования (элективные куры, факультативы).

Совершенствование качества образования путем реализации системно-деятельностного подхода.

Созданий условий для индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Формирование банка методической, информационной литературы.

Формирование банка электронных ресурсов.

Создание и функционирование Ресурсного центра по работе с одарёнными детьми.

II. Мониторинг развития личности талантливых и одарённых детей

Создание диагностических карт оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности.

Использование диагностического инструментария по развитию творческих способностей.

Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах.

Создание карт оценки проектно-исследовательских работ обучающихся.

Совершенствование системы «Портфолио».

Мониторинг результативности реализации проекта (педагогический и психологический).

Мониторинг ресурсного обеспечения проекта.

III. Формирование особой развивающей среды Проекта

Внутришкольная среда, объединяющая урочную и внеурочную деятельность, представлена следующими структурными единицами:

Лицейская академия наук, объединяющая лидеров в учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Это орган самоуправления, вовлекающий школьников , педагогов, родителей в управление ОУ ,разрабатывает организационные и управленческих решения.

Научное общество учащихся (НОУ) «Эврика» НОУ объединяет высокомотивированных обучающихся, способных к самообразованию, одарённых особым пытливым умом исследователя, и являются центром научно-исследовательской, проектной деятельности; интегрирует проектно-исследовательскую и творческую деятельность школьников 5-11 класса под руководством учителей

Пресс-центр, объединяющий детей с творческими способностями

Школа олимпийского резерва, объединяющая детей, активно участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников.

Лицейский клуб командных игр «Вместе к успеху» реализует программу подготовки к командным конкурсам и интеллектуальным играм

Университет для всех проводит лекции преподавателей ОмГТУ для школьников и педагогов

В единой системе предполагается использовать следующие формы работы с талантливыми и одаренными детьми: 1)проекты, 2) индивидуальные консультации, 3) лекции, 4) творческие мастерские, 5) игры, 6) мозговые штурмы, 7) дни науки, 8) марафоны знаний.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в лицее осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят заместители директора, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги -тьюторы.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
  • Сопровождение одаренных детей осуществляется на трёх уровнях:
  • класса;

  • школы;

  • социальных партнёров

Школа работает в режиме здоровьесбережения, поэтому основным направлением психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся является сохранение и укрепление здоровья. В рамках этого направления можно выделить основные задачи:

  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

  • формирование установок на здоровый образ жизни;

  • профилактика школьного и дорожного травматизма.

Для решения этих задач активно используются интерактивные виды деятельности: семинары, тренинги, ролевые игры.

Внешняя среда – это социальные партнёры, родители, жители микрорайона

дошкольные образовательные учреждения; центры дополнительного образования;

средние и средние специальные учебные учреждения; высшие учебные заведения;

учреждения образования и науки; учреждения культуры и спорта

учреждения здравоохранения и специальной поддержки;

учреждения МВД (Академия МВД)

Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей. Работа с родителями должна вестись в следующих направлениях:
1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2) создание информационной среды для родителей;
3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей;
4) поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов.

Формы работы с родителями:1) тематические родительские собрания, 3)консультации педагога-психолога, 4) научно-практические конференции для родителей,5)консультации на страницах электронного дневника и сайта лицея. Такая система работы позволит повысить правовую и педагогическую культуру родителей, формировать практические умения и навыки в воспитании талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.

Наиболее важным условием развития ребёнка является профессионально-личностная квалификация педагогов, которые работают с ним. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. И это не только прекрасный учитель — предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником: психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, профессионально-личностная позиция.

Специфика подготовки таких специалистов должна отвечать целому ряду требований:

  • комплексный характер образования (психолого-педагогический и профессионально-личностный);

  • создание системы консультаций, семинаров, тренингов;

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства; демократизация образовательной среды, создание благоприятной, творческой атмосферы; профессиональна подготовка; переподготовка.

Критерии отбора учителей для работы с талантливыми и одаренными детьми.

1) Учитель для одаренного ребенка является яркой личностью, обладающей высокими профессиональными знаниями и умениями. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, носить характер помощи, поддержки, быть доверительным.

2) Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за свои решения, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

3) Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

4) Учитель владеет современными образовательными технологиями, в том числе технологией разработки индивидуальных заданий, индивидуальной программы развития обучающегося;

5) Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием

Критерии оценки эффективности проекта

Критерий

Показатели

Методы диагностики

Самооценка лицеиста, участвующего в проекте

— уровень познавательного интереса к проявлению своих возможностей;

-креативность,

-наличие высоких достижений;

-адекватная положительная самооценка;

-способность к рефлексии;

-коммуникативная культура;

-мотивационная сфера.

-тест оценки потребности в достижении целей;

-тест творческого мышления П.Торренса;

— опросник субъективного отношения обучающегося к деятельности, самому себе и окружающим;

-тест «Диагностика развития коммуникативной культуры личности;

-тест «Исследование школьной мотивации»

Удовлетворённость субъектов образовательного процесса развивающей средой ОУ

— доля педагогов, удовлетворённых содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта, образовательной средой школы;

— доля обучающихся, чувствующих комфортность, удовлетворённость процессом познания;

— доля родителей, удовлетворённых результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

-анкетирование для изучения удовлетворенности педагогов и родителей образовательной средой школы

-анкетирование для изучения удовлетворенности обучающихся микроклиматом в школе.

Конкурентоспособность обучающихся, участвующих в проекте

— доля обучающихся, занявших призовые места в конкурсах и олимпиадах, ставших дипломантами конференций и фестивалей;

— доля обучающихся, ставших участниками конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей и т.п.;

— доля обучающихся, выбравших дальнейшее образование в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом одарённого ребёнка.

Методики статистического анализа данных, их динамики.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития талантливых и одаренных детей;

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;

  • положительная динамика в развитии способностей школьников, их успешная социализация;

  • развитие интеграционного пространства школы, сетевого взаимодействия и повышение качества образовательного процесса в целом;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

  • сохранение здоровья одаренных детей в образовательной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;

  • пополнение электронного банка данных «Одаренные дети», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

  • повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях; развитие информационного пространства школы;

  • издание сборника лучших работ обучающихся, сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.

Литература

  1. Федеральная целевая программа «Дети России». Подпрограмма «Одаренные дети»
  2. Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  6. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
  7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.