Инклюзивное образование

Основные понятия.

  1. Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее – обучающийся ОВЗ). (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  3. Психолого — медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Центральная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ. (Приказ МОиН РФ от 20.09.2013. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

4. Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. (Письмо МОРФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014. № 1598 «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

7. Ребенок-инвалид – лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее  необходимость  социальной защиты. (ст. 2 Федеральный  закон от  24.11.95  № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации»).

8. Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Перечень нормативно-правовых документов, включающих вопросы образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 (ред. 26.01.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  4. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

  5. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

  6. Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссии».

  7. Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  8. Приказ МинобрнаукиРоссии от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  9. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

10. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
11. Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

12. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015 г.)».

13. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

14. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

15. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

16. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

  2. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  3. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

  5. Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».

  6. Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»).

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2016 г. № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  9. Приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

    Порядок обращения в Городскую (территориальную) психолого-медико-педагогическую комиссию города Омска

    Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

    а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

    б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

    в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

    г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации                      (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

    д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

    е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

    ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией                             (для обучающихся образовательных организаций);

    з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

    При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов, организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

    Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче родителем (законным  представителем) полного пакета документов.

    Документы принимаются: понедельник, среда, пятница с 14:00 до 17:00.

    Место нахождения комиссий:

    Кировский АО,  Советский АО −  г. Омск, проспект Мира, 165 «А»; тел. 26-70-80;

    Ленинский АО,  Октябрьский АО, Центральный АО − г. Омск, улица Орловского, 10;                          тел. 41-73-05.

    Подробная информация: http://www.psygorodomsk.ru/gpmpk.

Перечень документов, предоставляемых родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья в БОУ:

  1. — копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии  о результатах обследования ребенка;- заявление на имя директора об обучение ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

    — заявление или согласие в письменной форме родителя (законного представителя)  на оказание  ребенку психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в БОУ.

    По желанию родители (законные представители)  предоставляют справку ФКУ «Главное бюро  медико-социальной экспертизы по Омской области», индивидуальную программу реабилитации  или  абилитации ребенка-инвалида (при наличии данного статуса у ребенка).