Роль воспитания в жизни

Роль воспитания в жизни

Воспитание образно выражаясь, представляет собой целенаправленное окультуривание человека, т.е. прививает ему наперёд заданные культурные черты. Но оно может быть и стихийным усвоением культурных норм. Воспитание определяется обществом и выражается в форме культурных норм, бытовых правил поведения, ценностей и идеалов .
Стихийное усвоение происходит из ближней и дальней социальной среды, и происходит неосознанно. В семье идёт через подражание образцам поведения родителей.
Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье (как и в обществе ) может обнаруживаться разрыв. Например, родители приучают ребенка не чавкать за столом, а сами не соблюдают этого правила. Разрыв между словом и реальным поступком завершиться тем, что ребенок, как и любой человек вообще, усвоит то, что легче прививается поступок, а не слово. Вот почему важна не только сумма полученных знаний, но и определенные нравственные установки по отношению к окружающему миру, развитие у подростков целеустремленности, ответственности, терпимости и милосердия. Сходные проблемы существуют сегодня в США и России , По обе стороны океана главное массовое отчуждение людей и снижение чувства собственной ценности у подростков. Правильные поступки прививаются через долгое заучивание, повторение и закрепление пройденного, доводятся до автоматизма и шлифуются по форме постоянно.
Родители наставляют подростка не курить, но соседский парень дал попробовать, сказав, что страшного в том ничего нет , мол ,не умрет же он от одной сигареты. Он не умрет и от нескольких десятков, поскольку никотин накапливаясь десятилетиями, убивает организм медленно. Только в зрелом возрасте человек почувствует недомогание. А пока, что курение- обычная забава, стремление получить новые острые ощущения. На уровне подростковой жизни. Запрет на курение является абстрактной нормой, потому что угрозы здоровью он в ближайшее время почувствовать не может.
Напротив, такая норма, как запрет на противоборство с превосходящим противником, можно ощутить сразу, как только попробовал подраться с крепким здоровяком.
В деле воспитания важен также уровень допустимого поведения со стороны родителей выражается в том, что могут себе позволить делать родители при ребенке, а что не могут : устраивать ссоры, ходить небрежно одетым и др. Подавить негативные эмоции, родители не учат и детей трудиться над своей душой, не делать воспитательных усилий.
Воспитание, как ежедневный тяжелый труд над исправлением прежде всего себя, утверждается в семье тем прочнее, чем выше ее уровень образования. Родители с высшим образованием воспитывают детей чаще через воспитание себя. Если они сами из воспитанной семьи , то обработка себя занимает меньше времени и требует меньше усилий. Образцы проведения из родительской семьи передаются в молодую семью повзрослевших детей.
Воспитание — процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают старшее поколение. Для родителей воспитание иногда важнее, чем для детей. Взрослые проходят школу самовоспитания, т.е. повторного воспитания, но уже в более зрелой и осознанной форме.
Воспитание — самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека. Не удивительно, что он находит тысячи способов ее облегчения, но результатом всегда является бракованная продукция, в которой исправлять, что — либо поздно.

Культурные различия в воспитании детей у разных народов

Воспитание детей имеет свои отличия у разных народов, классов и в разные исторические эпохи.
В Японии учитель часто обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за плохо сделанное, а предвидеть его, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия.
Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.
С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребёнок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал.
Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жестокость регламентации поведения возрастает.
В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумерённое проявление родительской любви и нежности наносят вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно, причём с самого раннего возраста. Если ребёнок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждёт суровое наказание. Наказывать детей — это не только право, но и обязанность родителей.
С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Они рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Специально отчуждаясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16- 17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.
Французская модель воспитания поощряет прежде всего логику, точность мышления, она нацелена на воспитание критического склада ума.
Если французская модель воспитания учит добиваться личного счастья, то польская модель (и, несомненно, модель других славянских стран) основана скорее на понятиях долга. В Швеции, например, закон запрещает родителям бить детей, в то время как в США это считается допустимым.

Парадоксы воспитания

Воспитание складывается из того ,что дети постоянно подражают родителям-манере говорить, ходить, есть, спать, выражаться, думать. Но родители хоть раз подражали детям?
Пока дети остаются детьми ,они не перестают стремиться к тому ,чтобы побыстрее стать взрослыми. Многие родители тоже хотели стать молодыми или маленькими. Но им никогда не достичь своей цели.

Интересные факты. На что уходит наша жизнь

  • В среднем, 20 лет своей жизни человек спит;
  • 25 лет– работает.

На что уходят оставшиеся — 20 лет зрелой жизни человека?
По данным социологов средний российский гражданин:

  • 5 лет проводит в очередях;
  • и примерно около года в ожидании зелёного света светофора.
  • Около 6 лет своей жизни — принимает пищу;
  • 4 года уходят на уборку квартиры;
  • 8 месяцев- на чтение различных рекламных объявлений;
  • 5 лет- находится в транспорте;
  • 5 лет- смотрит телевизор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.